
8 ноября 2018 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона № 347157 7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Основная суть законопроекта – расширение условий освобождения от уплаты исполнительского сбора должников-физлиц в случае прекращения исполнительного производства в отношении должника – физического лица, а также для лиц участвующих в правительственных госпрограммах помощи. Дополнительно, законопроект изменит порядок исчисления сбора в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя.
В основание законопроекта легла позиция Конституционного Суда Российской Федерации, который определил, что, по сути, исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; он является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Законом об исполнительном производстве предусматриваются случаи, когда нет необходимости в применении мер штрафного характера, и исполнительский сбор не взыскивается (ч. 5 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Учитывая, что исполнительский сбор представляет собой меру штрафного характера, а не обязанностью возмещения расходов по совершению исполнительных действий, в дополнение к имеющимся исключениям законопроектом предлагается освободить от обязанности выплачивать исполнительский сбор должников, участвующих в государственных программах помощи, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Указанное дополнение является совершенно логичным, так как денежные средства на осуществление таких программ, выделяются из резервных фондов, направленных на улучшение финансового положения должников, соответственно, выплата за счет указанных средств исполнительского сбора представляется излишней.
Также исполнительский сбор не будет взыскиваться в случае прекращения исполнительного производства в отношении должника – физического лица, по обязательству, не связанному с осуществлением им предпринимательской деятельности, в связи с отказом взыскателя от взыскания, утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении, а также заключением соглашений об отступном и/или иных соглашений, прекращающих обязательство.
В законопроекте учтены и разнонаправленные решения, принимаемые судами относительно взыскания исполнительского сбора с солидарных ответчиков. Так в пояснительной записке к законопроекту приводится пример, когда в случае, если заемщиками под залог своей квартиры выступали муж и жена, они получают исполнительные листы на сумму долга в двойном размере, и исполнительский сбор, соответственно, тоже, уже не 7%, а 14% на семью под один и тот же долг под одну и ту же квартиру, так как в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается в указанном размере с каждого из должников.
Согласно новому проекту, исполнительский сбор будет взыскиваться однократно в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, и, соответственно, общая сумма непосредственно взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не будет превышать семи процентов от суммы, подлежащей взысканию в пользу взыскателя по исполнительному документу, предусматривающему солидарную ответственность.
В случае предъявления двух исполнительных документов об обращении взыскания на заложенное имущество и о взыскании суммы задолженности в связи с неисполнением должником – физическим лицом, обязательства, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, и при этом обеспеченного залогом недвижимого имущества (ипотекой), в пользу взыскателя-залогодержателя, исполнительский сбор будет взиматься однократно в размере, соответствующем взысканию, налагаемому в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера.
Источники:
- Проект федерального закона № 347157 7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П.
- Определение Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2008 г. N 419-О-П “По жалобе открытого акционерного общества “Межотраслевой концерн “Уралметпром” на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 4 статьи 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве”.
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016 г.).